Озвученные 11 мая президентом России меры по поддержке бизнеса могут показаться не новыми, а скорее дополненными или уточненными. Это связано с тем, что ранее принятые шаги не получили должной поддержки ни со стороны исполнителей, ни со стороны тех, кому они были адресованы.
Далее разберем, что бизнесу вновь предложило государство и следует ли ждать улучшений.
Начнем возможно с самого неоднозначного, но очень актуального предложения – выдача кредитов для МСП под 2% на выплату заработной платы.
А был ли кредит?
В середине апреля президент России Владимир Путин анонсировал выдачу беспроцентных кредитов бизнесу из наиболее пострадавших отраслей на выплату заработной платы сотрудникам. Главным условием было сохранение штатной численности персонала на уровне не менее 90% на 01.04.2020. Даже была указана сумма, выделяемая Правительством – 600 миллиардов рублей, однако к концу апреля банки отчитались о заявках лишь на 700 миллионов рублей. Причиной такого невысокого спроса стали дополнительные условия для бизнеса и крайне завышенные административные барьеры самих кредитных организаций. 24 апреля на совещании в ЦБ была указана цифра в 6,8% одобренных заявок.
Банки рассудили, что работать по таким условиям невыгодно, поскольку даже через год высок риск невыплат, банкротств и т.п. Бизнес в свою очередь стал массово подавать заявки и столкнулся с 2-мя основными причинами отказа:
- Несоответствие кодов ОКВЭД со списком наиболее пострадавших отраслей
- Штатная численность сотрудников компании была не 90%, а 80-85%.
Обе стороны оказались загнаны в невыгодные для себя условия.
Уточнения, содержащиеся в «новых» мерах правительства направлены именно на поиск компромисса между интересами кредиторов и нуждами предпринимателей.
Что теперь?
Бизнесу предложена специальная кредитная программа под 2% со сроком погашения до апреля 2021 года, но появилась возможность полностью списать этот кредит. Обязательное условие остается прежним – сохранение штатной численности сотрудников на уровне не менее 90% на 01.04.2020. Однако, если компания сумеет сохранить занятость на установленном уровне на протяжение всего срока кредитования, то его сумму в полном объеме выплатит государство. Если численность занятых сотрудников к концу срока выплат сохраниться на уровне 80%, то государство погасит половину суммы.
Предложенная мера первая (и пока единственная) за весь период представляет из себя прямое финансирование бизнеса. В тоже время государство страхует себя на случай, если выделенный кредит будет использован нецелевым образом. Банки теперь получат хотя бы какую-то коммерческую мотивацию и, возможно, снизят административные барьеры. Предприниматели также получают дополнительный стимул сохранить рабочие места.
Единственный, но существенный минус – такая программа направлена только на компании из перечня наиболее пострадавших отраслей с соответствующим ОКВЭДом.
Спишут, но не всем
Вторая предложенная мера поддержки – списание налоговых выплат (кроме НДС!) и страховых взносов за II квартал 2020 года.
Ранее были озвучены только отсрочки и рассрочки по налоговым, страховым выплатам. Отсрочка в среднем предоставлялась до 6 месяцев. Однако эксперты и представители бизнес-сообщества, обратили внимание, что такие меры нельзя назвать поддержкой, поскольку обязательства по выплатам за этот период никто не отменит, а просто придется все выплачивать единовременно. Поэтому те организации, которые еще как-то держатся на плаву заявили, что будут пытаться платить хоть что-то в установленные сроки.
Озвученное президентом 11 мая предложение лишь констатировало факт, что требуется не отсрочка, а именно отмена платежей за II квартал 2020 г. (апрель, май, июнь). Вероятно, руководство страны осознало, что бизнесу из пострадавших отраслей просто не из чего будет выплачивать налоги и взносы. Более того, такая нагрузка привела бы к увеличению числа банкротства и повышению уровня безработицы.
Как и ситуации с вышеуказанной мерой, предложенные условия относятся только к поддержке наиболее пострадавших отраслей и социально-ориентированным НКО. Остальные компании и ИП смогут по-прежнему рассчитывать только на отсрочку платежей.
Заключение
Рассмотрев все озвученные меры поддержки бизнеса и экономики в целом, стоит отметить, что руководство страны все же решилось частично, но финансово поддержать предпринимателей, получая обратную связь. Это неплохой знак. С другой стороны, анонсированные предложения имеют категорию «Для наиболее пострадавших отраслей». Безусловно, обобщать меры поддержки не следует, поскольку есть компании и госкорпорации, которые в текущий период чувствуют себя относительно уверенно и имеют достаточный запас прочности. Но очевидно, что составленный перечень ОКВЭД, далеко не полностью реально отражает нуждающихся в помощи и требует дополнений. Уже 13 мая Правительство опубликовало Постановление, в котором дополнен список кодов ОКВЭД следующими отраслями:
- деятельность в сфере производства изделий народных художественных промыслов (32.99.8)
- торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (47.19). Ранее были только коды 47.12.1 и 47.19.2
- торговля через автоматы (47.99.2)
Не исключено, что список в будущем будет расширен.
В итоге, на словах изменения воспринимаются местами обнадеживающе, но до сих пор существует много ограничений. Осталось дождаться, что появится на бумаге, и как это будет реализовано на деле.